Вопрос вроде очень простой, но сколько при попытке ответить на него вылезает мути и неопределённости из глубин нашего сознания!
Хотя до того, как задаться подобным вопросом, каждый уверен, что наверняка знает, что такое духовная Жизнь.
Ради интереса мы задали этот вопрос людям, и вот что из этого получилось (без каких-либо правок с нашей стороны).
1.Смотреть внутрь себя, прислушиваться к своему сердцу. Ещё поиск в себе какой-то, поиск ответов, поиск знаний, поиск себя.
2.Для меня духовная жизнь - это жизнь души (и по мне жизнь отдельно взятой души и жизнь той личности, которой душа принадлежит, - это разные вещи); то, что от всех сокрыто.
И хорошо, что сокрыто, так и должно быть...
3.Моя духовная жизнь состоит в выстраивании приоритетов относительно своих ценностей.
Процесс реализации приоритетов создаёт полноту моего бытия. (Имманентный субъективизм, так сказать.)
Экзистенциальные фрустрации меня мало волнуют, по крайне мере меньше, чем раньше - наверное, повзрослел.
4.Всегда искать и никогда не останавливаться.
5.Поиск себя и своего предназначения во Вселенной.
Попытка осознать, что ты не просто букашка, а зачем-то здесь.
6.Это стержень, так сказать, фабула всего того, что я называю «моя жизнь».
Вокруг духовной вертятся все остальные мои жизни.
7.Это когда тебе одиноко, но ты, несмотря ни на что, в своей стезе.
Если даже и сомневаешься, не предаёшь ее, тогда как нет слов и выражений на все то, что ты чувствуешь и чем хотел бы поделиться.
Это когда море слёз вытекло, и ты воспринимаешь это как счастье.
И тут же восклицаешь: «Долой сантименты».
А когда упадок сил, лежишь и созерцаешь, не бежишь и медленно восстаёшь, стараясь не быть никем и оставить все на дне, всплывая не спеша.
8.Да хрен его знает. У меня сейчас вообще с понятием в жизни тяжело.
9.Духовно живёт тот, кто спрашивает себя, что такое духовная жизнь!
80Что такое Спас, и зачем он нам нужен
10.Духовная жизнь - это жизнь с вектором, направленным на познание своей природы и последующего осознания её. И как потом жить с этим осознанием?
11.Под духовной жизнью я подразумеваю слово «вера». Моя духовная жизнь - это вера в Бога.
Я понимаю это так, то есть я верю, я прошу, он отзывается! Я благодарна.
12.Я не понимаю вопроса.Как видно из ответов (правда, не всегда внятных, а иногда немножко даже сумасшедших), духовная жизнь - это некое движение.
И даже в ответе «я не понимаю вопроса» тоже отражено некое движение, так как непонимание и есть движение в сторону понимания.
И это «живые» ответы. Они в корне отличаются от «академических» определений типа «духовная жизнь - это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, удовлетворением духовных потребностей человека».
Хотя найдётся немало людей, которые будут созвучны с этим определением.
В этом определении всё «по местам», а потому из него ушла Жизнь.
Удалось нам натолкнуться и на такое определение протоиерея Александра Ранне: «Духовная жизнь есть стремление к совершенству».
Духовная жизнь - это жизнь под водительством Духа, а Дух есть некая сила, которая нас устремляет в Небеса, к прекрасному (что равнозначно Небесам), или Домой.
Дух нам никогда не даст покоя, пока мы не окажемся Дома.
Но рад бы в рай, да грехи не пускают! Наши несовершенства никогда не дадут нам попасть туда.
А потому Дух стремит нас к совершенство¬ванию, всовывая нас в боль и печаль, в которых мы совершенствуемся всё более и более и где мы допекаемся.
Духовная Жизнь в толкованиях стариков - это «высветление Души», или убирание некоей её «тёмной стороны», которая и есть её несовершенство.
Происходило это посредством некоего «живого огня»
- Светла, выжигающего нашу «гниль».
Вот и получается, что настоящая духовность - это признание в себе этой «гнили».
А для этого нужна сила! Духовная жизнь, как это ни прозвучит кощунственно, далеко не для каждого.
Она для богатырей, а не для слабаков.
А если тебе не хватает сил признать своё уродство, тогда не живёшь духовной Жизнью?
И в этом случае ты ею живёшь.
Мы не можем не жить духовной жизнью.
Дух, в нас пребывающий, не даст нам такой возможности.
Даже последняя скотина в человеческом обличии духовна, ибо водима духом, но пока она далека от неких «высот Духа».
Всего лишь. И чтобы подняться к этим высотам, нам дана боль!
Боль - это орудие Духа, при помощи которого он нас делает чище и светлее.
А значит, духовная жизнь - это шествие путями боли.
Здесь же скрывается и подсказка тому, кто почувствовал вкус самосовершенствования.
Если ты чувствуешь боль, то это Жизнь бьёт тебя, показывая тебе твои несовершенства.
И тебе нужно идти туда, так как там тебя нет.
Это путь Силы, путь совершенствования! И это путь Спаса! Аибо ты идёшь сам в боль, либо она тебя догоняет.
В чём тут разница? Наверное, в отсутствии того, что нас больше всего пугает - страдания.
Потому как осознанно идущий в пламя боли не испытывает страданий как тот, кто бежит от неё и не убегает.
Так что духовная жизнь - это поиск.
Непрерывный поиск дороги назад.
И хотя она давно показана каждому опытом предыдущих поколений, да и не один раз, её ещё нужно найти.
Что мы и видим во всех без исключения людях, сомневающихся и ищущих.
И всякая апологетика (дисциплина, занимающаяся рациональным обосно¬ванием веры) является тому подтверждением.