Яйцо было прообразом Вселенной, а звёздное небо называли «решетом, полным яиц».
«Весь Мир подобен огромному яйцу,- учили предки,
- где скорлупа - небо,
плёнка - облака,
белок - вода,
а желток –ЗЕМЛЯ
Началом всех начал для нашего далёкого предка представлялось ЯЙЦО.
Оно же виделось ему знаком обновления и возрождения.
В старых преданиях («песни птицы Гамаюн») рассказывается, что «...до рождения света белого тьмой кромешной был окутан мир, и был во тьме лишь Род - родник Вселенной.
Был вначале Род заключен в ЯЙЦЕ.
Был Он семенем не пророщенным, был Он почкою нераскрывшейся. Но конец пришёл заточению...».
Из осколков яйца произошли - стихии, из которых весь Мир состоит.
Причём вода произошла из белка, Огонь - из желтка, Земля - из скорлупы, Воздух - из яичной плёнки».
Видение Вселенной как космического яйца не было случайным.
С точки зрения обыденного восприятия звёздное небо окружает Землю, как скорлупа окружает содержимое яйца.
Остальное нетрудно додумать: яйцо соотносится с несушкой, а значит, и у Вселенского яйца есть свой Творец.
Яйцо существует ради произведения потомства, значит, и Вселенское яйцо - средоточие жизни и всего многообразия мира.
«Мать Сыра Земля».
Три матери у человека - учит народная мудрость.
Первая мать та, что родила,
Вторая мать –НЕБЕСНАЯ МАТЬ,
Третья мать - Сыра Земля...
Земля - это живое существо для предка-язычника.
Травы, кустарники, деревья - её волосы.
Камни принимались за кости, Корни деревьев - за жилы. Вода, выходившая из её недр, воспринималась как кровь Земли.
Земля - образ богатства, здоровья и чистоты.
Она растит, питает хлеб насущный, унимает «ветры полунощные со тучами», удерживает «морозы со метелями», «поглощает нечистые силы в бездны кипучие».
И чтобы не лишиться тех благ, которые Мать Сыра Земля подаёт, существовал целый ряд запретов и правил.
Нельзя было плевать на землю, несвоевременно проводить на ней полевые работы.
С Октября до МАЯ Земля спит(Открытие и закрытие Небесных врат)
В это время её нельзя тревожить, ибо не родит урожая.
Существовал обычай разжигать костры , который позволял Земле легче пробудиться и очиститься после зимней спячки.
До восхода солнца Земля, как именинница, открывает свои тайны.
Человеку праведному и благочестивому стоило вознести молитву и припасть ухом к земле, и услышит он тихий шёпот о «земных кладах».
Земля могла выступать в роли «судьи» или «свидетеля» в спорах.
В народе говорили: «Не лги - земля слышит».
Ей приписывали очистительное и лечебное действие, а также это был один из самых сильных оберегов.
Землёй благословляли на какое-либо дело, посыпая ею голову благословляемого.
Особенное отношение к земле выражается в земных поклонах. Ныне такой поклон - пережиток.
Но в те далёкие времена поклон с касанием земли шапкой или рукой был обычным явлением.
В нём наши предки отдавали дань уважения Земле и испрашивали у неё защиту перед просимым.
Когда «что-то» сбивает человека с пути, «заманивает» его неизвестно куда, нужно просто сесть на землю, и «оно» уже не сможет навредить.
Существовал обычай бросать горсть земли вслед похоронной процессии, чтобы отвратить от себя несчастья.
В народной медицине использовали протаскивание больного через нарочито (специально) сделанный прокоп, закапывали больного по шею.
Брали для лечения землю из «кротовины», с муравейника, с перекрёстка дорог, из-под левой пятки ноги (особо сильной в этом случае была земля, взятая при появлении первых аистов, ласточек, «когда кукушка закукует»).
Ею натирали больное место, грудь, размешивали в воде и поили больного.
При лечении загноившихся ран брали горсть земли и, ходя при закате солнца вокруг больного, сыпали её между пальцами и говорили: «Тридцать червей и три червяка.
Один червяк из нашего (имя) выпади и всё пропади.
Поди вон, как между пальцами сыпались.
Дай, Бог, холод, солнце за лес, черви вон».