Гора - в народной космогонии участок пространства, соединяющий небо и землю.
Это для наших предков и мес¬то совершения обрядов.
В древних преданиях горы - это остывшие пузыри, образовавшиеся во время кипения зем¬ли, когда Бог, создавая землю, варил её.
Гора связывает верх и низ, что нашло отражение в обрядовой деятельности.
Горы часто сравнивали с небом.
У наших предков было принято ставить кумиры богов на возвышенностях (красотах), зажигать там в весенние праздники костры и скатывать с них зажжённые колёса.
Некоторые горы имели особое почитание, как «святые» места.
С другой стороны, гора - это грозящая опасность.
В сказках она часто именуется как «гибельное», «пропащее» и «заколдованное» место.
С горами связаны представления о потустороннем мире.
Царство мёртвых на Руси - страна с золотыми горами.
После смерти человек должен вскарабкаться на высокую гору, чтобы достичь того света.
В заговорах болезнь отсылают в «иной» мир, воплощением которого являются наряду с лесом, оврагом также и горы.
Горы - место обитания «вражьей» силы.
Здесь можно встретить горных духов, краснолюдей (гномов в красных колпаках и со злыми глазами), кладовиков (скарбников), охраняющих клады в горах.
Собирают на «лысых» горах свои шабаши и ведьмы.
Живёт в горах былинный Горыня-богатырь.
Воспринимались горы и как самостоятельные живые существа.
Стоит одному остаться в горах, как начинаешь слышать голоса разные.
То горы о тебе судачат: что ты да как, да каков ты?
С нечистой совестью в них опасно идти. Они злого не приемлют и накажут пренепременно!
Есть «особые» участках пространства, стоит упомянуть о так называемых «святых» местах, которые не утратили своего значения и по сей день.
Стоит вспомнить современные «места силы».
К «святым» местам относились природные урочища и рукотворные объекты поклонения, с которыми в традиционной культуре связаны народно-религиозные представления и обрядовая деятельность.
К природным «святым» местам относятся рощи, одинокие деревья, источники, возвышенности (о чём частично было сказано выше). Немало их на земле Русской.
Местом поклонения были и отдельно стоящие камни.
Испокон веков природные скалы-останцы, отдельные камни почитались в народе как «места силы».
У них обязательно был свой дух-хранитель.
А некоторые были связаны с Богородицей или со святыми.
Частицы от них, а также вода, собирающаяся в их углублениях, считались целебными.
К подобным камням приносили свои «обетные» приношения (хлеб, полотенца, платки) и оставляли рядом.
Особыми считались камни, стоящие посреди воды.
К ним приходили в день св. Петра. С благоговением относились предки. Это рукотворно поставленные одинокие камни, коих немало в степях южной России и на Кавказе.
Иногда они с выбитым на них ликом. Ныне они больше известны под названием менгиров.
По возрасту эти «каменные бабы» различны. Ранние относятся к эпохе бронзы, а поздние - к средневековью.
К подобного рода «необычным» камням относились и «кольцо-камни», которые нередко встречаются в горах. Обрядовое пролезание сквозь кольцо способствовало «обновлению» и изменению состояния человека, «рождению» его заново, а также открывало врата в иносветье.
Своеобразно рассказывает народная традиция о появлении камней.Это было давно, когда еще не было у Бога Солнца на небе и люди жили в потёмках. Но Богу нужно было наблюдать за тем, что происходит на земле.
Вот тогда Бог выпустил из-за пазухи Солнце. Дались все диву, смотрят на Солнышко и ума не приложат... А пуще бабы! Повынесли они решета, давай набирать света, чтобы внести в хаты да там посветить; хаты без окон ещё строились. Поднимут решето к Солнцу, оно будто и наберётся света полным-полно, через край льётся, а только что в хату - и нет ничего! А Божье Солнышко всё выше да выше поднимается, уж припекать стало. Вздурели бабы, сильно притомились за работой, хоть света и не добыли, а тут ещё сверху жжет. И вышло такое окаянство: начали на Солнце плевать. Бог прогневался и превратил нечестивых в камень. Лежат эти камни в лесах и лугах, поросли мохом от древности и до сих пор напоминают людям о разгневанном Боге...Ещё одним таким «местом силы» и «входом в иной свет» слыли пещеры. Правда, они вызывали и вызывают у многих людей чувство страха, но среди ведунов пещеры пользовались «особой любовью». В них они, обычно по весне, когда сходил лёд, проводили действо обновления и обретения силы. Для этих целей требовалась пещера, которую не посещали люди либо же бывали в ней очень редко. Знающий заходил в эту пещеру и затворял себя в ней так, чтобы туда не проникал ни один звук и ни один луч света, и накладывал на себя «семь печатей».
Здесь он должен был провести по силам от одного до двенадцати дней в полном молчании. Этот обряд «затвора» на самом деле был очень непростым, но весьма действенным в обретении силы.
В каждой местности найдутся подобные «святые» места.
Обычно легенды, связанные с ними, рассказывают о происхождении «святыни» и содержат «практические» знания о ней. Со «святыми» местами связаны свои запреты, предписания и поверья, направленные на поддержание верований и обрядовых действий, связанных с этим местом.