ЕЛЕНА ВЕДАРА
шаман, целитель, рунолог, таролог, нумеролог, астролог
Назад к списку

МАГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ДЕРЕВЬЕВ. БЕРЁЗА!

  Береза символизирует рост и силу жизни. 

Считается деревом, хранящим в себе животворящую силу Солнца, и была посвящена ныне почти повсеместно забытому женскому аспекту Солнца. 

 Плакучая береза - любимое место игр славянских русалок, поэтому в дни их игр (Троица) на березу вяжут цветные ленты и лоскуты - русалкам косы заплетать. 

Поскольку береза - дерево жизни и возрождения, ее ветвями украшают дом и одежду на Ночь Костров. 

 Венички из березовых веток используются в обрядах очищения.

 Живое дерево обладает способностью "вытягивать" из человека болезнь и несильное колдовство - для этого нужно обнять дерево и попросить о помощи. Больного сажают, прислонив к стволу, у корней. Вещь больного, которого нельзя привести, или принести, к дереву, вешают на ветку березы с просьбой о помощи. 

Ветка березы, сросшаяся с дубовой, используется в любовной магии. 

 Корни березы используются для причинения вреда, наведения порчи. 

Тонкие ветки плакучих берез используются для вязания "узлов" - формы чарования. 

На бересте пишут чернилами из дубовых орешков и пером из крыла ворона рунические заклинания. 

Практически все части дерева используются в целительстве. 

 Ритуал шаманского посвящения и культ дерева в бурятском шаманизме. 

 Особую значимость деревьев, используемых при проведении шаманской инициации. 

 Деревья-прародители, предки – это, чаще всего, береза, лиственница, сосна. 

Реликты культа дерева –Матери, предка сохранились в обрядах жизненного цикла, обрядах, связанных с хозяйством, здоровьем, долголетием. 

 Так, в Тунке при проведени свадьбы привозили из леса большую березу и устанавливали её для поклонения молодоженов. Тункинские шошолоки к свадьбе ставили два сэргэ – березу и сосну, под которыми усаживались старик и старушка. 

Они олицетворяли предков рода, поэтому их называли «онгоны», им поклонялись жених и невеста и получали благословление. 

 А деревья – береза и сосна, которые оказались как бы на заднем плане, воплощают идею происхождения разных родов от разных пород деревьев. 

Установление двух разных деревьев, называемых сэргэ, - символ двух экзогамных брачующихся родов.Установление древа жизни в качестве сакрального предмета – коновязи, символа жизненности семьи, рода – последняя ступень в развитии представлений о древе-Мать. 

Сэргэ как коновязь сохраняет древнюю семантику, поэтому по отношению к коновязи соблюдается ряд запретов: нельзя ломать, разрушать сэргэ, пока оно само не придет в негодность, нельзя прикасаться к сэргэ острыми, режущими предметами. 

Пока стоит сэргэ – жива семья. 

Изготовляя сэргэ в качестве утилитарного предмета, который впрочем не утрачивал и сакрального значения, старались не использовать березовое дерево, если можно было найти другое дерево. 

 Указание обрядных текстов о том, что сэргэ должно возводить из дерева-березы, говорит лишь о сохранении элементов архаичного мировоззрения. 

Обычно предписывалось делать коновязь из хвойных деревьев (кроме ели), которые называются «мунхэ модон» - «вечные/вечнозеленые деревья», это кедр, сосна, а также лиственница – очень стойкое дерево.

© 1998-2017