Береза символизирует рост и силу жизни.
Считается деревом, хранящим в себе животворящую силу Солнца, и была посвящена ныне почти повсеместно забытому женскому аспекту Солнца.
Плакучая береза - любимое место игр славянских русалок, поэтому в дни их игр (Троица) на березу вяжут цветные ленты и лоскуты - русалкам косы заплетать.
Поскольку береза - дерево жизни и возрождения, ее ветвями украшают дом и одежду на Ночь Костров.
Венички из березовых веток используются в обрядах очищения.
Живое дерево обладает способностью "вытягивать" из человека болезнь и несильное колдовство - для этого нужно обнять дерево и попросить о помощи. Больного сажают, прислонив к стволу, у корней. Вещь больного, которого нельзя привести, или принести, к дереву, вешают на ветку березы с просьбой о помощи.
Ветка березы, сросшаяся с дубовой, используется в любовной магии.
Корни березы используются для причинения вреда, наведения порчи.
Тонкие ветки плакучих берез используются для вязания "узлов" - формы чарования.
На бересте пишут чернилами из дубовых орешков и пером из крыла ворона рунические заклинания.
Практически все части дерева используются в целительстве.
Ритуал шаманского посвящения и культ дерева в бурятском шаманизме.
Особую значимость деревьев, используемых при проведении шаманской инициации.
Деревья-прародители, предки – это, чаще всего, береза, лиственница, сосна.
Реликты культа дерева –Матери, предка сохранились в обрядах жизненного цикла, обрядах, связанных с хозяйством, здоровьем, долголетием.
Так, в Тунке при проведени свадьбы привозили из леса большую березу и устанавливали её для поклонения молодоженов. Тункинские шошолоки к свадьбе ставили два сэргэ – березу и сосну, под которыми усаживались старик и старушка.
Они олицетворяли предков рода, поэтому их называли «онгоны», им поклонялись жених и невеста и получали благословление.
А деревья – береза и сосна, которые оказались как бы на заднем плане, воплощают идею происхождения разных родов от разных пород деревьев.
Установление двух разных деревьев, называемых сэргэ, - символ двух экзогамных брачующихся родов.Установление древа жизни в качестве сакрального предмета – коновязи, символа жизненности семьи, рода – последняя ступень в развитии представлений о древе-Мать.
Сэргэ как коновязь сохраняет древнюю семантику, поэтому по отношению к коновязи соблюдается ряд запретов: нельзя ломать, разрушать сэргэ, пока оно само не придет в негодность, нельзя прикасаться к сэргэ острыми, режущими предметами.
Пока стоит сэргэ – жива семья.
Изготовляя сэргэ в качестве утилитарного предмета, который впрочем не утрачивал и сакрального значения, старались не использовать березовое дерево, если можно было найти другое дерево.
Указание обрядных текстов о том, что сэргэ должно возводить из дерева-березы, говорит лишь о сохранении элементов архаичного мировоззрения.
Обычно предписывалось делать коновязь из хвойных деревьев (кроме ели), которые называются «мунхэ модон» - «вечные/вечнозеленые деревья», это кедр, сосна, а также лиственница – очень стойкое дерево.