Назад к списку
УМНЫЙ В ГОРУ НЕ ПОЙДЕТ, УМНЫЙ ГОРУ ОБОЙДЕТ!!!!

 Гора - в народной космогонии участок пространства, соединяющий небо и землю. 

Это для наших предков и мес¬то совершения обрядов.

 В древних преданиях горы - это остывшие пузыри, образовавшиеся во время кипения зем¬ли, когда Бог, создавая землю, варил её. 

Гора связывает верх и низ, что нашло отражение в обрядовой деятельности. 

Горы часто сравнивали с небом. 

У наших предков было принято ставить кумиры богов на возвышенностях (красотах), зажигать там в весенние праздники костры и скатывать с них зажжённые колёса. 

Некоторые горы имели особое почитание, как «святые» места. 

С другой стороны, гора - это грозящая опасность. 

В сказках она часто именуется как «гибельное», «пропащее» и «заколдованное» место. 

С горами связаны представления о потустороннем мире. 

Царство мёртвых на Руси - страна с золотыми горами. 

После смерти человек должен вскарабкаться на высокую гору, чтобы достичь того света.

 В заговорах болезнь отсылают в «иной» мир, воплощением которого являются наряду с лесом, оврагом также и горы. 

Горы - место обитания «вражьей» силы. 

Здесь можно встретить горных духов, краснолюдей (гномов в красных колпаках и со злыми глазами), кладовиков (скарбников), охраняющих клады в горах. 

Собирают на «лысых» горах свои шабаши и ведьмы. 

Живёт в горах былинный Горыня-богатырь. 

Воспринимались горы и как самостоятельные живые существа. 

Стоит одному остаться в горах,  как начинаешь слышать голоса разные. 

То горы о тебе судачат: что ты да как, да каков ты?

 С нечистой совестью в них опасно идти. Они злого не приемлют и накажут пренепременно! 

Есть  «особые» участках пространства, стоит упомянуть о так называемых «святых» местах, которые не утратили своего значения и по сей день. 

Стоит вспомнить современные «места силы». 

 К «святым» местам относились природные урочища и рукотворные объекты поклонения, с которыми в традиционной культуре связаны народно-религиозные представления и обрядовая деятельность. 

К природным «святым» местам относятся рощи, одинокие деревья, источники, возвышенности (о чём частично было сказано выше). Немало их на земле Русской. 


Местом поклонения были и отдельно стоящие камни. 

Испокон веков природные скалы-останцы, отдельные камни почитались в народе как «места силы». 

У них обязательно был свой дух-хранитель. 

А некоторые были связаны с Богородицей или со святыми. 

Частицы от них, а также вода, собирающаяся в их углублениях, считались целебными.

 К подобным камням приносили свои «обетные» приношения (хлеб, полотенца, платки) и оставляли рядом. 

 Особыми считались камни, стоящие посреди воды. 

К ним приходили в день св. Петра. С благоговением относились предки. Это рукотворно поставленные одинокие камни, коих немало в степях южной России и на Кавказе. 

Иногда они с выбитым на них ликом. Ныне они больше известны под названием менгиров.

 По возрасту эти «каменные бабы» различны. Ранние относятся к эпохе бронзы, а поздние - к средневековью. 

К подобного рода «необычным» камням относились и «кольцо-камни», которые нередко встречаются в горах. Обрядовое пролезание сквозь кольцо способствовало «обновлению» и изменению состояния человека, «рождению» его заново, а также открывало врата в иносветье. 

Своеобразно рассказывает народная традиция о появлении камней.Это было давно, когда еще не было у Бога Солнца на небе и люди жили в потёмках. Но Богу нужно было наблюдать за тем, что происходит на земле. 

Вот тогда Бог выпустил из-за пазухи Солнце. Дались все диву, смотрят на Солнышко и ума не приложат... А пуще бабы! Повынесли они решета, давай набирать света, чтобы внести в хаты да там посветить; хаты без окон ещё строились. Поднимут решето к Солнцу, оно будто и наберётся света полным-полно, через край льётся, а только что в хату - и нет ничего! А Божье Солнышко всё выше да выше поднимается, уж припекать стало. Вздурели бабы, сильно притомились за работой, хоть света и не добыли, а тут ещё сверху жжет. И вышло такое окаянство: начали на Солнце плевать. Бог прогневался и превратил нечестивых в камень. Лежат эти камни в лесах и лугах, поросли мохом от древности и до сих пор напоминают людям о разгневанном Боге...Ещё одним таким «местом силы» и «входом в иной свет» слыли пещеры. Правда, они вызывали и вызывают у многих людей чувство страха, но среди ведунов пещеры пользовались «особой любовью». В них они, обычно по весне, когда сходил лёд, проводили действо обновления и обретения силы. Для этих целей требовалась пещера, которую не посещали люди либо же бывали в ней очень редко. Знающий заходил в эту пещеру и затворял себя в ней так, чтобы туда не проникал ни один звук и ни один луч света, и накладывал на себя «семь печатей». 

Здесь он должен был провести по силам от одного до двенадцати дней в полном молчании. Этот обряд «затвора» на самом деле был очень непростым, но весьма действенным в обретении силы. 

В каждой местности найдутся подобные «святые» места. 

Обычно легенды, связанные с ними, рассказывают о происхождении «святыни» и содержат «практические» знания о ней. Со «святыми» местами связаны свои запреты, предписания и поверья, направленные на поддержание верований и обрядовых действий, связанных с этим местом.

© 1998-2017